Куда расширяться и меняться многопрофильным IT и инженерным интеграторам?
Одни просто линейно масштабируется, другие фокусируется на ключевых клиентах, вариантов достаточно, но не надо впадать в крайности.
Инсталляторы в сфере IT и инженерии на объектах тесно пересекаются непосредственно со строителями. На этапе возведения и общестроительных работ в меньшей степени, на «отделке» - локоть к локтю. В условиях нашей ментальности, когда всё «срочно и вчера», интересы часто пересекаются, наступают минуты откровения, недопонимания, взаимных претензий…драки…редко! А еще дизайнеры. Да, да, этим товарищам давно уже стало тесно на рынке HoReCa, офисные стройки без них никуда, но они уже дирижируют и на промышленных объектах, вот чего бойся! И в этом компоте генподрядчик сквозь тонны металла и пыль цемента уже не видит правых и виноватых и часто рубит с плеча. После того как что-то отрубили – больно, и хочется что-то предпринять, чтобы это не повторялось.
Фактические цифры сегодняшних инфраструктурно-наполненных проектов показывают, что доля инженерных систем часто и уверенно переваливает за 6о% от стоимости проекта. Сегодня миллиарды-миллионы заказчика сидят не в кубометрах бетона и гектарах керамогранита, а в сложном инженерном оборудовании, ИТ-инфраструктуре, интеллектуальных системах безопасности, контроля, диспечеризации и автоматизации.
Не потому ли строители старой формации с их методами управления проектами теряют свою актуальность?
Хватит тянуть, настало время перевесить чашу весов и снять эту боль. Легче станет всем!
· Мы будем генподрядить и строить.
· Мы видели как это делали другие.
· Мы знаем чего не надо делать и что можно делать лучше.
· Мы не умеем?
· Мы хорошо учимся!
· Ищем проект, находим
· Считаем проект. Для этого находим «будущих» субподрядчиков по незнакомым разделам и надеемся на их компетентность.
· Выигрываем жесткий конкурс.
В госторгах всё стандартно – «Кто дешевле тот и…».
В коммерческих же торгах ценник не всегда решает. Кто считает деньги, тот оценивает и риски и предложения. Коммерческие заказчики пропагандируют индивидуальный подход к критериям – сроки, качество, инновационность предложения, портфолио исполнителя, прочие субъективные факторы. Важно правильно уловить приоритеты клиента.
Заключаем договор с заказчиком. Еще раз прорабатываем субподрядчиков. Здесь главное проявить чутье и не подписать неадекватов, это может потом дорого стоить. За свои разделы мы спокойны.
Первое откровение, что наработанные методы, приносившие успех в ИТ и инженерных проектах, тут полноценно не действуют. До старта проекта необходимо решить непростые задачи:
· Создать план управления
· Согласовать конструктивные, инженерные и технологические решения.
· Обеспечить стройку человеческими и материальными ресурсами..
· Выбрать финансовую политику обеспечения проекта.
· Определиться с новыми поставщиками, продумать логистику.
Необходимо здраво оценить потенциал управленческого корпуса компании и назначить нужных людей. Эти люди станут локомотивом проекта и будут определять его темп. На них же и основная ответственность. Ошибки на современном комплексном проекте стоят дорого, а они будут, и тут важно доверять людям и не истерить.
Еще важно сразу выстроить деловые взаимоотношения с заказчиком, обозначить границы – это полезно и выгодно всем. Невзвешенные и иногда нарушающие логику и культуру строительства пожелания клиента загонят проект в бесконечные переделки по несогласованным чертежам и безответственным инструкциям казалось бы ответственных лиц.
Не получится избежать корректировок в налаженных корпоративных процессах, адаптации кадров, компиляции финансовой модели. Сложные проекты с наскока взять не получится. Новая большая работа – это вызов для команды, принимаешь - будь готов!
Сегодня, комплексный инфраструктурно–насыщенный проект включает максимальный перечень современных инженерных систем, как привычных и обыденных, так новаторских и высокотехнологичных. Каждую из них надо умудриться органично вписать в архитектурный скелет стройки без ущерба качеству и функциональности, а что теперь еще важно – дизайну!
Хорошо, когда проект собственный, то большинство коллизий наверняка получится исключить на стадии проектирования. Чужой же проект – потёмки! Лучше дать ответственным по разделам время на тщательную проработку и анализ возможных косяков и нестыковок. За каждый профуканный вентканал или лишнюю трубу потом можно дорого заплатить. Выносим на согласование все выявленные конфликты разделов. Требуем план производства работ от каждого подрядчика по разделу. Каждый должен знать, что и когда делает другой каждый. Разумеется, ежедневный последующий брифинг и мониторинг плюс регулярные обходы, что называется на местах. «Выявить и согласовать!» для большой стройки равняется «Найти и обезвредить!»
Стройка – это конвейер, начните строить его с самого начала
Лента конвейера – это сроки проекта. Ленту остановить нельзя, ее можно только удлинить. Удлинить – значит удорожить, удорожить – значит уменьшить свою прибыль. Стараемся сразу выстраивать эффективные и логичные процессы. Нарушение логики строительства - это катастрофа для стройки.
Разумеется, конвейер надо бесперебойно обеспечивать ресурсами для работы – людьми, материалами, финансами.
Люди, много людей – проектировщики, сметчики, снабженцы, инженеры ПТО, охрана труда, прорабы и начальники участков, специалисты, линейный персонал, автотранспорт, разнорабочие, сторожа. Это сотни или тысячи людей в зависимости от масштабов объекта. И надо сделать, чтобы они эффективно и производительно трудились. Топы решают и спускают глобальные задачи, а здесь в полях карты в руки и надежды на инженерно-технический персонал, и даже не столько на их компетентность и профессионализм, сколько на их готовность каждодневно деятельно содействовать в решении проблем.
Кстати, о людях надо заботиться - вагончики и биотуалеты это первостепенные объекты серьезной стройки!
Финансовое сопровождение проекта нелегкое бремя для генподрядчика. И чем крупнее заказчик, тем больше рассчитываем на свои финансовые запасы. Часто компании, не справившиеся с финансовой нагрузкой, попадают в жуткую ситуацию – стройка буксует, сроки сдвигаются, субподрядчики бегут, грозят штрафы и разрыв контракта.
Чтобы не остаться за бортом далеко от берега, оцениваем свои финансовые возможности до вступления в высший дивизион строителей.
Новые виды работ – новые поставщики. Алгоритм привычный – ищем выгодные цены, просим длинные отсрочки, бесплатные доставки. Разумеется, какие-то разделы можно оставить на откуп субчикам.
Логистика стройки отдельная тема. Незаметно можно сжечь миллионы, но лучше их вложить в усиление логистической службы компании. Прокачиваем все составляющие – кадры, транспорт, автоматизацию, программные продукты.
Строительный документооборот – вещь наиважнейшая. Качественная работа отдела ПТО – залог успешного разрешения споров и сдачи объекта надзорным органам и заказчику. Внедрение современных программных комплексов для ведения строительной документации несёт особую ценность не только для исполнителя, заказчик тоже оценит удобство работы с таким контрагентом.
Сроки – больная тема стройки. По факту именно сроки и являются основной целью качественного результата, к которому надо стремиться. Затянутые сроки являются негативным балластом проекта, они вредны всем участникам процесса, и неважно чья тут вина.
Выполнение сроков – это мультипликатор компетентности исполнителя, свидетельствующий о зрелости компании и правильности подхода к делу. Заказчики это ценят.
Несомненно, въехать в специфику и стать настоящим строителем с первого объекта невозможно. Придётся набить мозоли, прочувствовав проблемы и боли отрасли.
Постоянно учиться, анализировать и совершенствоваться, не бояться выдвигать и применять новые незаурядные подходы к решению привычных задач – успех придёт.
Мы не даем руководство к действию, а просто делимся тем, что переживаем сегодня и к чему готовы уже завтра, мы не стоим на месте, и не течем по течению, мы смотрим вокруг - стараемся замечать новое, видеть главное, применять эффективное, давать и получать ценное.
· Подготовиться к большим проектам кадрово и финансово
· Открыто и доверительно общаться с заказчиком и партнерами
· Собрать пул надежных компетентных субподрядчиков
· Постоянно искать точки роста производительности и эффективности
· Выработать серьезный подход к строительному документообороту
· Сроки – как стимул результата
· Постоянно учиться и не бояться внедрять всё новое